Информация о доступности и качестве медпомощи
Целью работы КГБУЗ «Красноярская городская поликлиника №4» является обеспечение должного контроля качества медицинской помощи за счет оптимального использования кадровых и материально-технических ресурсов, применения организационных и медицинских технологий в соответствии с утвержденными стандартами и порядками оказания медицинской помощи, а также, за счет оценки эффективности труда медицинского персонала. Достижение поставленной цели обеспечивается также выполнением требований нормативных документов, регламентирующих организацию экспертной работы.
Основные термины:
Медицинская помощь – деятельность, направленная на профилактику, диагностику, лечение и реабилитацию пациентов и состоящая из совокупности медицинских услуг и лекарственного обеспечения, с целью достижения конкретных результатов для пациента и его удовлетворенности оказанной медицинской и лекарственной помощью.
Качество медицинской помощи (далее – КМП) – свойство процесса оказания медицинской помощи, определяемое состоянием его существенных признаков: правильностью выполнения медицинских технологий; риском прогрессирования имеющегося у пациента заболевания и возникновения нового патологического процесса; оптимальностью использования ресурсов здравоохранения; удовлетворенностью потребителей медицинской помощи.
Стандарт медицинской помощи – нормативный документ, устанавливающий требования к процессу оказания медицинской помощи. при данном виде патологии (нозологической форме) с учетом современных представлений о необходимых методах диагностики, профилактики, лечения, реабилитации и возможностей конкретной системы медицинской помощи, обеспечивающий медицинскую помощь надлежащего качества.
Экспертиза качества медицинской помощи – это исследование случая (случаев) оказания медицинской помощи, выполняемое экспертом качества медицинской помощи, в задачи которого входит выявление дефектов в оказании медицинской помощи, в том числе, оценка правильности выбора медицинской технологии, степени достижения запланированного результата, установление причинно-следственных связей выявленных дефектов, описание их реальных и возможных негативных следствий для компонентов КМП, выяснение причин их возникновения составление мотивированного заключения и рекомендаций по предотвращению дефектов в оказании медицинской помощи.
Порядок и условия оказания медицинской помощи в рамках территориальной программы устанавливаются нормативными правовыми актами органа государственной власти в сфере здравоохранения Красноярского края в соответствии с законодательством Российской Федерации и территориальной программой.
Амбулаторная медицинская помощь предоставляется гражданам при заболеваниях, травмах, отравлениях и других патологических состояниях, не требующих круглосуточного медицинского наблюдения, изоляции и использования интенсивных методов лечения, а также при беременности и искусственном прерывании беременности на ранних сроках (абортах).
Задачей лечебного учреждения является правильное соотношение потребностей пациента с имеющимися ресурсами, координация оказываемой пациенту медицинской помощи, своевременное планирование выписки и планомерное последующее наблюдение. Осуществление этих задач приводит к улучшению клинических исходов и более эффективному использованию имеющихся ресурсов.
Безопасность пациентов является основополагающим принципом медицинской помощи. Любое медицинское вмешательство связано с определенным риском развития нежелательных последствий (осложнений) для больного. Неблагоприятные реакции могут наступать в результате каких-либо проблем, связанных с практикой, продуктами, процедурами или системами. Для улучшения безопасности пациентов необходимы комплексные усилия в рамках всей системы, включая широкий ряд мероприятий по улучшению результатов деятельности, в том числе инфекционный контроль, безопасное использование лекарственных средств, безопасность оборудования, безопасную клиническую практику и безопасные условия для оказания помощи.
Безопасность пациента – это максимально возможное соответствие клинических исходов ожиданиям врача и больного при минимальном риске отрицательных последствий лечения и диагностики.
Основными направлениями, которые позволяют обеспечить предельно высокую безопасность пациента, являются следующие.
1. Использование медицинских вмешательств с доказанной клинической и экономической эффективностью.
2. Обучение пациента.
Врачебная комиссия
– создается целью совершенствования организации медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам диагностики, лечения, реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, иным медико-социальным вопросам, а также осуществления оценки качества и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе оценки обоснованности и эффективности назначения лекарственных средств.
Порядок и условия оказания медицинской помощи в КГБУЗ «КГП №4»
Медицинская помощь населению оказывается при наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности.
Гражданин для получения медицинской помощи обязан предъявить страховой медицинский полис обязательного страхования граждан и документ, удостоверяющий личность, в организациях здравоохранения, финансируемых за счет средств обязательного медицинского страхования.
Пациент при обращении за медицинской помощью и ее получении имеет право на полную информацию о состоянии своего здоровья, а также на отказ от проведения медицинского вмешательства и исследований в соответствии с действующим законодательством, в связи с чем, должен быть информирован о возможных последствиях отказа от медицинского вмешательства, о чем производится запись в медицинской документации, подтверждаемая подписями пациента и медицинского работника.
Объем диагностических и лечебных мероприятий, своевременность проведения диагностических и лечебных мероприятий для конкретного пациента определяет лечащий врач. Профилактические, санитарно-гигиенические, противоэпидемиологические мероприятия назначаются и проводятся при наличии соответствующих медицинских показаний. При состояниях, угрожающих жизни, или невозможности оказания медицинской помощи в условиях данной организации здравоохранения больной направляется на следующий этап медицинской помощи в соответствии с утвержденным порядком.
Направление на консультацию и лечение в государственные, муниципальные и другие организации здравоохранения за пределы муниципального образования осуществляется в порядке, утвержденном органом исполнительной власти края в сфере здравоохранения.
В КГБУЗ «КГП №4» медицинская помощь предоставляется преимущественно по участковому принципу.
Для получения амбулаторной медицинской помощи каждый гражданин имеет право выбора медицинского учреждения, к которому он прикрепляется, а также участкового врача с учетом согласия врача и численности прикрепленного населения на участке.
Дневной стационар:
- необходимо наличие направления на госпитализацию (от врача амбулаторно-поликлинического учреждения);
- госпитализация проводится по клиническим показаниям, не требующим круглосуточного наблюдения за состоянием пациента;
- возможно наличие очередности на плановую госпитализацию. Госпитализация осуществляется в наиболее оптимальные сроки, но не позднее одного месяца со дня получения направления на госпитализацию, с регистрацией даты обращения в установленном порядке;
- проводится осмотр пациента врачом в день госпитализации и проведение лечебно-диагностических манипуляций после осмотра врачом в день госпитализации;
- производится перевод при ухудшении состояния больного в стационар круглосуточного пребывания.
Внутренний контроль в КГБУЗ КГП №4
Целью осуществления внутреннего контроля качества медицинской помощи является обеспечение прав пациентов на получение медицинской помощи необходимого объема и надлежащего качества на основе оптимального использования кадровых и материально-технических ресурсов здравоохранения и применения совершенных медицинских технологий.
Объектом контроля является качество медицинской помощи, оказываемой медицинской организацией. В процессе контроля качества медицинских услуг определяется степень их соответствия технологиям проведения, утвержденным отраслевыми руководящими документами, в том числе территориальными требованиями.
Система внутреннего контроля качества медицинской помощи включает следующие элементы:
– соответствие организации медицинской деятельности учреждения (его структурных подразделений) требованиям нормативных актов;
– уровень профессиональной подготовки врачей и средних медицинских работников, выполнение программы повышения квалификации персонала;
– оценка состояния материально-технических ресурсов МО;
– соответствие деятельности учреждения условиям функциональной и санитарной безопасности;
– оценка организации фармакологического контроля;
– учет конечных результатов медицинской деятельности;
– выявление и обоснование дефектов, врачебных ошибок и других факторов, оказавших негативное действие и повлекших за собой снижение качества и эффективности медицинской помощи, в том числе льготного лекарственного обеспечения, медицинских осмотров, в том числе в рамках реализации приоритетного национального проекта «Здоровье»;
– степень удовлетворенности пациентов оказываемой медицинской помощью;
– принятие, на основе анализа полученной информации, решений, направленных на создание благоприятных условий для оказания качественной медицинской помощи;
– выбор наиболее рациональных управленческих решений;
– контроль за реализацией управленческих решений и проведение, в случае необходимости, корректировочных мероприятий;
Уровни внутреннего контроля:
0 уровень( самоконтроль) – лечащий врач;
первый уровень – заведующие структурными подразделениями, заведующие отделениями, старшие медицинские сестры;
второй уровень – заместитель главного врача по клинико-экспертной работе, заместитель главного врача по лечебной работе, заместитель главного врача по организационно-методической работе, зав. поликлиникой, главная медицинская сестра;
третий уровень – экспертный совет, в состав экспертного совета медицинского учреждения входят заместитель главного врача по КЭР, заместитель главного врача по лечебной работе, заместитель главного врача по организационно-методической работе, зав. поликлиникой, главная медицинская сестра, заместитель главного врача по экономическим вопросам, директор. Руководит советом главный врач медицинской организации.